г. Н. Новгород, ул. Короленко, 27. оф. 401
+7 910 790 05 16
+7 (831) 410 05 16

Как расширять словарный запас

admin 13 сентября 2017

Как расширять словарный запас

Практики развития речи

Изучение языков неразрывно связано с запоминанием новых слов и выражений. Кому-то это дается легко, и они учат слова десятками и сотнями ежедневно, кому-то, наоборот, сложно, и пополнение «багажа» новых слов происходит медленно. Опыт преподавателей языкового центра Force Vedda показывает, что для каждого ученика свой способ расширения словарного запаса, главное, понять тип мышления.

 Давайте разберемся, насколько важен словарный запас и его обширность для общения на иностранном языке и как легче запоминать и внедрять новые слова в свою практику.

Постоянно новые слова или определенная лексическая база?

Изучение языков – это не просто набор слов и конструкций, это возможность свободного общения с людьми из других стран и культур. Поэтому для общения важен активный словарный запас, то есть та самая лексическая база, которая регулярно употребляется в речи. И пополнять свой словарный запас нужно с тем прицелом, чтобы слова были в активе, а не просто на “подкорке”.

Тема словарного запаса регулярно вызывает полемику среди преподавателей и студентов, одни считают, что обширная лексика способна расширить кругозор, другие, считают, что это просто нагрузка на мозг. В каждой точке зрения есть доля истины, но развитие кругозора идет тогда, когда слова используются в речи, иначе от них не будет смысла.

Для многих это станет откровением, но активный словарный запас на иностранном языке прямо пропорционален знанию родного языка. К примеру, если у человека в активной русской речи используется не более 2000 слов, то ждать более широкой лексической базы на английском также не стоит. Если же русская речь богата, то процесс изучения языка может быть несколько дольше до достижения аналогичного уровня владения иностранным языком. И это вполне обоснованно.

Техники запоминания новых слов

Все мы разные, и поступающую информацию усваиваем через разные каналы восприятия. Чтобы улучшить запоминаемость новых слов,  задача преподавателя определить тип мышления – аудиал или визуал, а может человек обладает отличной памятью, и для него оптимальна зубрежка, а некоторые из нас мыслят и запоминают образами.

В зависимости от типа мышления и применяются техники запоминания слов для каждого ученика:

1.   Для визуала важно видеть картинку, здесь помогают карточки с изображениями и написанными на них словами и значениями, популярное решение – стикеры со словами, наклеенные на видных местах.

2.   Для тех, кто легко запоминает слова на слух отлично подойдет метод записи слов на диктофон и их ежедневное прослушивание.

3.   Для тех, у кого хорошо развито воображение – отличный метод запоминаия – ассоциации, когда слову соответствует конкретный образ. Например,  жара — пустыня, любовь — купидон со стрелой, открывать — рука, открывающая бутылку лимонада. А еще различные mind-карты со смысловыми связями.

Важно!

Каким бы типом мышления вы ни обладали, и сколько бы слов в день ни учили – они не войдут в ваш словарный запас без контекста. То есть, изучая новую лексику ее важно сразу употреблять в предложении, применять в речи. Только так  словарь станет активным.

Например,

Слово wonderful – прекрасный

В контексте: What a wonderful day! I have a wonderful mood.

Как внедрять новые слова в языковую практику

Когда слова внедряются в речь постепенно и регулярно практикуются в речи на занятиях, они переходят в активный словарный запас и обогащают нашу речь.

Часто приходится слышать противоречивые точки зрения преподавателей, сколько же слов в день оптимально учить. 

Наша практика работы с учениками разного возраста и уровня подготовки показала, что самым эффективным будет  - 10 слов за три дня, больше 15 – уже не продуктивно.

Это то количество, которое реально запомнить и проработать на практике за час занятий.

Тем не менее, по статистике из 10 слов запоминается порядка 8, а в активный словарь переходит только 3-4 слова. Но, согласитесь, это результативнее, чем учить 50 слов в неделю с тем же итоговым активом.

Зависит ли запоминание слов от возраста?

Возраст для каждого человека – тема личная, одни готовы всю жизнь постигать новое, легко учатся и общаются и в 50, и в 70.

Но есть и другая категория учеников в возрасте, которые уже забыли навык обучения, и для них запоминание новых слов дается тяжело, появляются проблемы с памятью, возникают языковые барьеры, когда слова вроде бы запомнились, но крайне сложно встроить их в речь.

Легче всего языки учат дети, начиная с 4 лет, их мозг настроен на обучение и изучение всего нового, они открыты и не загружены повседневными заботами.

Оптимальный период для активного обучения для большинства людей – до 25 лет. Дальше обучение становится редким, и мозг тяжелее воспринимает новую информацию. Поэтому уже в 30-40 лет необходимо активизировать мозговую активность, тренировать ее различными нетипичными задачами и новыми знаниями, тогда пополнять словарный запас будет легко.

Сколько времени нужно, чтобы обрести необходимый словарный запас для свободного общения?

При достаточном изучении языка, мы говорим по-английски ровно так же, как и на русском. Поэтому выучить необходимую для общения базу можно уже за 2-3 месяца интенсивной практики. Само по себе запоминание новых слов не зависит от уровня языка. Но их применение и внедрение в практику существенно легче, если уже есть знание грамматики и активная лексика.

Если же говорить о свободном общении, здесь все индивидуально. Далеко не каждый человек, изучающий язык, сможет легко заговорить с иностранцем и комфортно чувствовать себя в чужой стране. Метод погружения в языковую среду, конечно, эффективен, но не для каждого. Подобный выход из зоны комфорта нередко вызывает такую реакцию, как стресс и ступор, когда человек не может связать и двух слов.

Поэтому на всех занятиях в Force Vedda мы изучаем новый материал не более 20% времени, а отрабатываем его в речевой практике – 80% занятия. Так мы снимаем языковой барьер, чтобы ученик усваивал и применял материал так же свободно, как и на родном языке.

Главное - не количество выученных слов, а умение их правильно и регулярно применять в речи в любой ситуации.

Обратный звонок RedConnect